БЫТИЕ-К-СМЕРТИ, ЭКЗИСТЕНЦИЯ НЕПОДЛИННАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ ПОДЛИННАЯ

Ученик Риккерта, он в г. Спустя несколько лет Гуссерля пригласили преподавать во Фрейбург, и Хайдеггер последовал за ним в качестве ассистента. Хайдеггер, признавший нацизм, назначен ректором Фрейбургского университета хотя он и недолго оставался на этом посту. Умер Хайдеггер в г. Но, чтобы достичь цели, необходимо понять, кто вопрошает о смысле бытия. Экзистенция становится несущественным определением бытия: Но проблема смысла бытия может быть понята только в том случае, если ясно, через какое сущее можно постичь смысл бытия. Итак, по Хайдеггеру, постичь проблему бытия означает сделать прозрачным определенное сущее и нас, ищущих смысл бытия.

Вы точно человек?

Экзистенциальная философия явилась понятийным выражением самоощущения личности в современном мире — индивида, включенного в неподвластный ему поток событий, но наделенного чувством личной ответственности за происходящее и потому противостоящего анонимности и усредненности массового существования. Первое для философии сейчас, по словам Ясперса, — это уже не божество и не объективный мир, первое — это сам человек. Причем, сегодня индивид уже не формируется, просто усваивая традиции, он определяет себя сам.

Соответственно, темой философской рефлексии в рамках данного течения становится экзистенция — конкретное человеческое существование, понятое как личностное бытие.

Это бытие на краю существования и бездны было порождено двумя Для Достоевского такая точка опоры человека проявлялась в идее Бога, если есть . Страх в экзистенциальной философии рассматривается разнопланово.

Экзистенциальная тревога принадлежит к числу феноменов, которые наиболее отчетливо свидетельствуют о неустранимости экзистенциальных аспектов человеческой жизни. Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход, как он видится в ракурсе темы.

Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная — психология человека недетерминированного. На самом деле человек есть существо одновременно и детерминированное, и недетерминированное. На нас действует масса факторов, внутренних и внешних, которые толкают нас в разных направлениях и побуждают к определенному выбору.

И достаточно часто большинство людей этим влияниям поддается, действуя вполне предсказуемым образом. Вся традиционная, позитивистская психология на том и стоит, как и большая часть клинической психологии. Существуют, однако, по меньшей мере, два рода ситуаций в жизни, где не срабатывает ни один из традиционных подходов. Первые — это ситуации кризиса, жизненного краха, когда рушатся сложившиеся структуры, сформировавшийся жизненный мир, и сколько-нибудь четких указаний и ориентиров, как действовать в этом мире, практически не остается.

Подобные ситуации традиционно описываются как"пограничные" — в экзистенциальной философии или через понятие"кризиса" — в клинической практике. Это ситуации, связанные с потерями, смертью близких, социальными катаклизмами. С ними приходится постоянно сталкиваться тем, кто работает с беженцами, мигрантами и пр. Все рельсы, по которым жизнь катилась раньше, искорежены, человек оказывается один в чистом поле, нужно начинать жить"с чистого листа" и непонятно, что делать, человек к этому не готов.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование.

Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни.

Так, поведение человека в страхе было опредмечено во всех . Однако только в экзистенциальной философии, где само существование страха на то, что присутствие как бытие-в-мире «подвержено страху».

Начало философии не удивление, как учил Аристотель, а отчаяние, писал Кьеркегор. Он определял экзистенцию как - бытие-между. Человеческое существование разорвано надвое, оно протекает в промежутке между бытием и ничто, Богом и внешним миром. Этот безличный мир, управляемый фатальными законами природы и истории, отрицает всякую свободу воли и стремится поглотить и растворить в себе экзистенцию.

Здесь протекает повседневное существование индивидуума, для жизни в этом мире и предназначен разум. Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1—ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в сороковых годах в работах Альбера Камю, Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар.

404 Человек в экзистенциализме

Различают религиозный экзистенциализм К. Бубер и атеистический М. Центральное понятие — экзистенция человеческое существование ; основные модусы проявления человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях борьба, страдание, смерть. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.

Главную задачу собственной рефлексии экзистенциальной философии Б. видит в бытия человека уклоняется от любого содержательного истолкования". экзистенциалы как отчаяние, страх, смерть, заставляющие человека.

Например, по наблюдению Ж. Меняются декорации, люди приходят и уходят — вот и все. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно. Время от времени подбиваешь частичный итог, говоришь себе: И конца тоже нет — женщину, друга или город не бросают одним махом. И потом все похоже — будь то Шанхай, Москва или Алжир, через полтора десятка лет все они на одно лицо. Иногда — редко — вникаешь вдруг в свое положение: Но это короткий миг.

А потом все опять идет по- прежнему, и ты снова складываешь часы и дни. Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме — вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос"зачем? Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки.

Экзистенциализм. Свобода и ответственность. Смысл человеческого бытия

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим. Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В человеческого бытия, одиночество, смерть, страх, philosophical anthropology, phenomenology, existentials of human life, loneliness, death, fear.

Как экзистенциалисты объясняли страх, смерть и свободу человека 4. Актуальность идей экзистенциализма в современном обществе 5. Заключение Литература Введение Экзистенциализм от позднелат. Экзистенциализм возник в ХХ веке, изначально показавшись многим бессмысленным и бесперспективным течением, экзистенциализм привлекает к себе всё больше и больше внимания людей благодаря своим идеям и концепциям. Основными темами экзистенциализма можно назвать темы человека и его места в мире, а также темы судьбы, личности, индивидуальности, свободы, жизни и смерти.

Неудивительно, что данное направление получило широкое распространение среди художников, поэтов и писателей, которым также близки приведенные темы. Задача данной работы выявить особенности экзистенциализма, каких идей придерживались его представители, выявить суть работы Жана-Поля Сартра"Экзистенциализм - это гуманизм", рассмотреть такие важнейшие понятия как: Принято считать, что экзистенциализм возник в е годы ХХ века в Германии, по многим источникам, год называют годом"рождения" экзистенциализма, когда Мартин Хайдеггер - опубликовал свою работу"Бытие и время", повлиявшее на развитие как и экзистенциализма, так и на герменевтику и другие философские направления, но предпосылки экзистенциализма уже были в веке.

Датский философ Сёрен Кьеркегор выдвигал идеи, центром которых стал субъективный мир человека, его движение к Богу и др. Кьеркегор задал такой вопрос, заставивший многих впоследствии над ним задуматься: Позднее русский учёный Лев Шестов обращал внимание на работы Кьеркегора, пытаясь возродить его идеи в своих произведениях.

Экзистенциализм – философия существования

Наглядно выявляется ущербность и однобокость сциентистского подхода и возникает мысль о создании мировоззренческих, этических, гуманитарных регуляторов этого развития. Антисциентистские тенденции находят весьма яркое выражение в философии экзистенциализма. Экзистенциализм традиционно делят на атеистический М. Камю и религиозный К. Марсель , хотя в целом сквозь призму антисциентизма это различие не так уж и принципиально. Этот тип философствования прямо противоположен сциентистскому.

В философии Кьеркегора появляется понятие"экзистенция", ставшее Кто тот, кто заманил меня в бытие и теперь покидает меня греха и страха, Кьеркегор приходит к выводу: они, внушив человеку глубокий комплекс.

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности. Особое внимание Кьеркегор уделяет тем интимно-личностным переживаниям, которые не поддаются никакой объективации, невыразимым и неизреченным. Именно к таким переживаниям относится страх-тоска в отличие от конкретного страха-боязни.

В комментариях к книге С. А между тем он — самое существенное определение. Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.

Теория Эволюции. Глава 20. Страх, как основа человеческого бытия.